Уроки Пеле. VI — Пасы

НЕСМОТРЯ на то, что футбол предоставляем иг­рокам все возможности проявить свое индивидуаль­ное мастерство, он прежде всего и главным образом является игрой коллективной. Это такая игра. во время которой все один­надцать человек должны пытаться думать и действо­вать так, как если бы они постоянно получали ин­струкции от какого-то ко­ординирующего центра. Это такая игра, когда каж­дый ее участник всегда должен отдавать себе отчет не только в том, что делает он сам, но и в том, что делают его товарищи по команде. Это игра,  которой коллективизм име­ет первостепенное значе­ние.

А основной прием, бла­годаря которому теория осуществляется на практи­ке, — это пас, передача мяча товарищу по команде. Таи же, как удары, оста­новка мяча м игра головой, передачи осуществляются самым различным образом. Есть короткие и длинные пасы высокие и низкие, быстрые и медленные, пас с использованием ног и пасы телом. Из всех этик способов самый распространенный— пас внутрен­ней стороны стопы.

Пас внутренней стороной стопы

ДЛЯ ЭТОГО использует­ся большая плоская часть внутренней стороны стопы — та же часть, которая используете для оста­новки мяча внутренней стороной стопы. Преимущест­во такого способе пасе в том, что дает возможность точно контролировать нап­равление полета мяча; по­скольку сравнительно боль­шая, плоская поверхность ступни, небольшие просче­ты во времени или я поло­жении ноги не приведут н тому, что мяч будет пос­лан бог весть куда.

При пасе внутренней сто­роной стопы важна преж­де всего точность, в не си­ле удара. Опорная нога располагается  вдоль    мяча сбоку от него на расстоя­нии примерно В 10—15 см; пальцы ноги указывают на­правление, куда нужно пос­петь мяч. Ударяющая нога повернута наружу под уг­лом в 90 градусов так, что­бы плоская внутренняя часть стопы была направле­на вперед. (Это требует поворота всей ноги от та­зобедренного сустава так, чтобы внутренняя сторона коленного сустава также была направлена вперед). Затем нога поднимается на высоту в 5—8 см от, земли так, чтобы соприкосновение произошло с центром, мяча. Для размаха ноги не требуется сильное мускуль­ное напряжение, как при ударе верхней честью сто­пы, а г ишь то, которое необходимо для легкого уверенного движения, по­добного размаху маятника. Реэмаи назад и вперед для удара должен делаться на коротком расстоянии — максимум 60 см в каждую сторону.

Пас внутренней стороной стопы порой называют пас-толчок, потому что по мя­чу не наносят резкого отрывистого удара, проталки­ваю) мяч по земле, и но­га касается мяча более продолжительное время. Поскольку нога раскачива­ется, подобно маятнику, она движется, и то придает мячу вращательное движение, благода­ря чему он более спокой­но скользит по земле.

Нои таком пасе толчке,  нужно  избегать следующего: ослабления колена опорной ноги в го время, когда улар «ют по мячу, а также отклонении назад — это может привести к тому, что нога ударит по мячу слишком низко, поднимет его над землей и ухуд­шит точность и скорость движения.

Хотя в пасе внутренней стороной столы его глав­ное преимущество а точ­ности, а не в силе, если мяч посылается, правильно, то он может быть направлен и на расстояние до 20 метров.

ПАС ВНЕШНЕЙ СТОРОНОЙ СТОПЫ

КРУПНЫЙ недостаток ис­пользования внутрен­ней стороны стопы для паса заключается в том, что этот прием требует значи­тельного, порой противоес­тественного, поворота всей ноги перед соприкосновени­ем с мячом. Исполнение та­кого приема затрудняется а том случае, если игрок быстро бежит. Кроме того, противники сразу понима­ют, что игрой собирается делать с мячом.

Оба эти недостатка ус­траняются, если пас делается внешней стороной сто­пы. Для этого используется внешний край передней ча­сти стопы, и мяч посылает­ся вперед или вбок под заметным влиянием движе­ния коленом. К этому при­ему прибегают после обыч­ного бега, причем в ого темпе не происходит сколь­ко-нибудь значительных перемен. Это позволяет игроку скрыть свое намере­ние передать пас до пос­леднего момента, когда внезапно убыстряется темп движения вперед и исполь­зуется дополнительный размах ноги, чтобы пос­пать мяч внешней стороной стопы.

При пасе внутренней сто­роной стопы тело всей тя­жестью опирается на остав­шуюся позади опорную но­гу. А при пасе внешней стороной -стопы тело устремляется вперед в нап­равлении   предполагаемого

паса за мгновение до того, как тяжесть тела будет пе­ренесена ив ударяющую, или переднюю, ногу. По этой   причине   такой  прием порой называют «пас пе­редней ногой». При пасе внешней стороной      стопы

мяч скорее срезается, не­жели   посылается    ударом.

При таком приеме невоз­можно послать мяч на большое расстояние, прием идеален для короткого бы-

строго паса в таких ситуа­циях, когда нужно обойти защитника.

ПАС СО «СТЕНКОЙ»

Пасы - 1ПАС со «стенкой» — это быстрый обмен пасами между двумя игроками, чтобы обойти с мячом соперника. Диаграмма по­казывает расположение иг­роков а виде треугольни­ка (такое же движение хо­рошо известно баскетболи­стам, которые называют его «дать уйти»). Игрок «Б« передает мяч обратно игроку «А» — он выполня­ет роль «стенки», на ко­торую «А» бросает мяч, чтобы он отскочил в то время, как сам игрок обхо­дит   защитника.

Таким образом, игрок «А» может вести мяч до встречи с защитником,  потом внезапно отбросить мяч внешней сторо­ной стопы правой ноги на игрока «В», Как только его правая нога опускается на землю после сделан­ного паса, «А» может быстро использовать пра­вую ногу, чтобы сдвинуть свое тело налево и побежать в обход защитника, чтобы принять сделанный ему пас.

В ситуации, когда возникает необходимость прибег­нуть к пасу со «стенкой», особенно ярко просматри­ваются те проблемы, которые возникают при паев внутренней стороной стопы во время бега. Чтобы от­править пас направо внут­ренней стороной правой стопы, нужен точный пово­рот всего тела, а если ис­пользовать внутреннюю сторону левой стопы, то мяч приходится посылать мимо собственного тела, и« тогда вся тяжесть тепа будет опираться не на ту ногу, какую нужно, чтобы сделать быстрое движение  налево.

В обоих случаях нор­мальный ритм движения игрока нарушается.

КОРОТКИЙ   ПЕРЕБРОС

Пасы - 2Во ВРЕМЯ паса со «стенкой» мяч продви­гается в обход противника с помощью двух коротких пасов, по земле. Но часто при использовании корот­ких пасов возникают та­кие ситуации, когда пере­дачи мяча по земле не­возможны, так как мяч могут перехватить защит­ники. Для передачи мяча товарищу по команде в том случае, если, прямой путь по земле блокиро­ван, неоценимым приемом является короткий пере­брос. Задача заключается в том, чтобы перебросить мяч над головой защитни­ка с тем, чтобы мяч быстро попал к партне­ру. Опасности, связанные с перебросами, очевид­ны: если мяч посылается недостаточно высоко, за­щитник может отбить его головой, а если он на­правлен слишком высоко, то может перелететь и че­рез партнера или же будет достаточно долго в возду­хе, чтобы защитники мог­ли сориентироваться в обстановке и сами при­нять мяч, когда он опу­стится.

Мяч должен быть послан как можно резче вверх от ноги. По мячу нужно уда­рить как можно ниже его центра по горизонтали. Опорная нога ставится по­зади мяча. Размах для уда­ра нужно делать почти полностью от колена с таким резким движением (Моги вниз, что пальцы ноги указываются непосредст­венно под мячом. (Всякий раз, когда Пеле так пере­кидывает мяч, он выдерги­вает ногой дерн с поля). Соприкасается с мячом плоская поверхность пе­редней части стопы, то место, где кончаются пальцы и начинается подъ­ем. При перебросе нет инерционного движения те­ла; Мяч идет резко вверх с явным закручиванием назад. Идеальная высоте для переброса — около 2 метров, тогда мяч пере­кидывается через голову защитника, находящегося на расстоянии в 5 метров.

Для обучения такой пе­рекидке игрок должен на­чинать с того, что прини­мает мяч, посланный ему по земле. Таким образом, значительно упрощается задача поставить пальцы ноги под мяч н сконцент­рировать внимание на правильном движении но­ги, на том, какая сила понадобится, чтобы под­нять мяч на нужную высо­ту. После этого игрок де­лает необходимые движе­ния для перекидки не­подвижного мяча.

ПЕРЕДАЧИ НА ДЛИННОЕ РАССТОЯНИЕ

ПЕРЕБРОС или перекидка мяча — это пример короткой воздушной пере­дачи. Для воздушных пе­редач на длинное расстоя­ние удар нужно наносить подъемом. Для этого ис­пользуется либо верхняя, либо внутренняя часть подъема, в зависимости от того, что предпочтет иг­рок, хотя для высокого по­сыла мяча использование внутренней поверхности подъема с последующим поворотом ноги наиболее частое  явление.

Для того чтобы послать мяч в воздух, нужно уда­рить по нему ниже цент­ральной горизонтальной линии. Поэтому нельзя на­правлять ступню непо­средственно вниз; пятка должна быть лишь чуть повыше пальцев (пример­но на 3 см), в то время как нога проскальзывает под мяч  и ударяет.

Игрок должен легко пробежать 4 или 5 шагов по направлению к мячу, расположить опорную ногу на расстоянии примерно в 15 см сбоку от мяча, чуть позади его. В таком поло­жении в момент удара ко­лено опорной ноги — так же, как и колено ударяю­щей, — должно быть по­зади мяча, о туловище — отклоняться назад. Чем дальше     позади мяча будет расположена опорная нога, тем большим будет угол отклонения туловища назад и тем выше будет послан  мяч.

Для высокого посыла мяча подъемом можно также использовать внут­реннюю и внешнюю части подъема, чтобы ударить мяч сбоку и дать высо­кий пас по кривой в воз­дух. Этот вид передач» широко используется край­ними нападающими или подключившимися в атаку защитниками для посыла крученого мяча в центр перед   воротами.

ПОСЫЛ МЯЧА ПОДЪЕМОМ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ

В ТЕХНИКЕ передач нельзя обходить внимани­ем и удар подъемом, ко­торый осуществляется точ­но так, как это описано в главе «Удары». Во многих случаях, когда игрок, при­нимающий мяч, чувствует, что его выгодная пози­ция не замечена, он стре­мится получить мяч как можно скорее. И для то­го чтобы послать ему мяч побыстрее, партнер дол­жен сделать сильный и низкий удар подъемом. Конечно, у того, кто при­мет мяч, возникнут трудно­сти, чтобы сохранить конт­роль над ним, но к тако­му риску стоит прибег­нуть ради того, чтобы по­пытаться использовать вы­годное положение игрока для удара по воротам.

ПЕРЕДАЧИ: МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

МЫ ТОЛЬКО что рассмотрели ряд различ­ных способов передачи мя­ча, несколько разных физических действий, не­обходимых для паса от одного игрока к друго­му. Однако передачи — это нечто значительно большее, чем просто удары по мячу. Передаю­щий игрок прежде всего должен решить, нужно ли ему передать мяч или же вести его. Если он решает пасовать, то должен уста­новить для себя, ному пе­редать мяч, когда это сделать н каким приемом. Совершенно  ясно, что  игрок для решения всех этих вопросов не может затратить слишком много времени; если он, завла­дев мячом, начинает огля­дывать поле, чтобы уви­деть, где кто расположен, едва ли он сможет надолго удержать мяч. Пока он ко­леблется, противник на­верняка отберет у него мяч.

Мыслительная часть про­цесса передачи мяча — принятие решения — мо­жет оказаться эффектив­ной лишь в том случае, если игрок постоянно ос­матривается для уточнения позиций остальных игро­ков, как противников, так и товарищей по команде. Прежде всего он, конеч­но, должен знать, где на­ходится мяч, но также, быстро поглядывая во все направления, обязан отдавать себе отчет, что делают другие игроки. Поступая таким образом, он во всяком случае обя­зан хотя бы предвидеть и продумать, что он сам сделает, когда мяч напра­вится к нему, и должен постоянно менять свои собственные планы в за­висимости от передвиже­ний других  игроков.

Принимающий мяч. Пе­редача — это связь меж­ду тем, кто передает мяч и тем, кто его принимает, и успех паса в одинаковой степени зависит от обоих игроков, Задача принимаю­щего заключается в том, чтобы оказаться в таком положении, где бы ему не угрожали противники, и благодаря этому суметь принять мяч. А задача пе­редающего мяч — заме­чать передвижения тех Игроков, которым он мог бы его передать, и пасо­вать мяч тому игроку, который в данный мо­мент находится в наибо­лее выгодной позиции, чтобы .принять мяч. Чаще всего движения принима­ющего игрока определяют необходимость в переда­че, в не сама передача определяет передвижения принимающего мяч игрока. Последнему приходится немало побегать для того, чтобы расчистить себе путь от противников. Такие передвижения без мяча имеют важное значение в футболе: они заставляют защитников строить до­гадки, и даже в том слу­чае, если  игроку,  намеревающемуся принять мяч,  не всегда удается обеспе­чить себе для этого до­статочное пространство, он все же привлекает к себе внимание защитников и создает необходимое пространство для того, чтобы передачу принял другой игрок, его товарищ по  команде.

Если игроки не приспо­сабливают постоянно свою позицию к положению сво­их противников, если они смирно стоят, не пытаясь прорываться в открытое пространство, то задача то­го, кто хочет перехватить мяч, во много раз затруд­няется. На иллюстрации по­казано, как плотно опека­ет Пеле противник, в  то же время три товарища по команде Пеле (они в бе­лом) допустили, чтобы их плотно опекали защитники, которые стремятся занять такое положение, чтобы прервать любую  возможную передачу мяча. Пере­давать мяч  в таких обстоя­тельствах  равносильно приглашению перехватить мяч. На второй иллюстра­ции видно, что игроки, готовые принять мяч, по­ступают так, как им и должно,  Средний игрок резко направился к цент­ру поля, увлекая за собой и защитника соперника; благодаря этому открыва­ется большое свободное пространство, которое мо­жет быть использовано игроком, расположенным в нижней части иллюстра­ции. Он отскочил от свое­го защитника, и Пеле, за­метив создавшуюся ситуа­цию, уже передал мяч.

Расчет в передачах. Пе­редающий и принимающий мяч действуют гармонично, и каждый игрок пытается облегчить задачу своему товарищу. Имеется и дру­гой путь усиления такой взаимосвязи, и в этом от­ношении      ответственность берет на себя тот, кто пе­редает мяч. Он должен на­учиться но только решать, кому, когда и как сделать пас, но и научиться точно рассчитывать свой пас, обес­печить своим ударом та­кую скорость мячу, чтобы принимающий игрок мог без труда завладеть им. Бесполезно уточнять пози­цию открытого игрока и посылать ему сверхточный пас, если удар по мячу настолько силен, что игрок не сможет принять мяч и завладеть им до того, как подбежит защитник для перехвата мяча. Таким об­разом, правильный расчет в передаче означает по­сыл мяча с той мерой силы, какая позволит иг­року как можно быстрее принять мяч и не затруд­нит ему возможность в дальнейшем сохранить контроль над ним.

Хороший способ обу­читься расчету в переда­чах — игра в кошки-мышки. А, 5 или 6 игро­ков становятся в круг, а один игрок — посредине. Игроки передают друг другу мяч по кругу — посылают его кому хо­тят, но только не игроку в середине круга. Тот, в свою очередь, все время бегает, стремясь перехва­тить мяч, — ему не обя­зательно завладеть им, достаточно лишь кос­нуться ,— и тогда игрок, допустивший это, сам идет в середину круга и остает­ся там до тех пор, пока Сам не коснется ногой мя­ча. Смысл этой игры за­ключается в том, что иг­рок посредине круга явля­ется постоянным соперником для остальных игро­ков, которые должны передавать мяч быстро и точно и так рассчитывать свои удары, чтобы прини­мающий игрок завладевал мячом и передавал его раньше, чем его атакует игрок,       находящийся     в центре круга, Эта игра требует быстрых движе­ний, а также быстрых ре­шений от ее участников — какой тип передачи ис­пользовать и кому послать мяч, — поскольку их все время атакует игрок, что стоит посреди круга. Они также научатся тому, что­бы скрывать свои наме­рения, делать, скажем, быстрый финт налево не­посредственно перед тем, как передать мяч напра­во.

Диаметр круга определя­ется в зависимости от ква­лификации игроков, участ­вующих в этой игре. Для начинающих он должен, равняться 6—8 метрам. Ес­ли участников больше се­ми, то круг следует рас­ширить, а в середину его поставить двух игроков. Правила игры можно ме­нять, чтобы делать упор на различные   приемы, — т. е. передавать мяч толь­ко левой ногой или только внешней частью стопы — или же убыстрить темп игры, введя правило одно­го касания, в котором иг­роки должны передавать мяч сразу же без предва­рительного контроля над ним.

ДРУГИЕ СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧ

Пасы - 3Пас пяткой. Бывают та­кие случаи, когда игрок может передать мяч только пяткой. Если, к примеру, он бежит за мя­чом, который катится пря­мо к линии ворот или бо­ковой линии, и игроку нужно одним быстрым ударом изменить направле­ние движения мяча. Но не следует считать, что передача пяткой использу­ется лишь- как крайняя мера. Это законный спо­соб передачи, а посколь­ку игрок обязан осматри­ваться и двигаться в про­тивоположном направле­нии,     когда     он ударяет пяткой по мячу, это один из самых обманных типов передач. По сути передача пяткой связана с таким элементом неожиданности, что игрок, передающий мяч, должен заботиться о том, чтобы одновременно с противниками не ввести в заблуждение также игро­ка, который должен принять мяч.

Пасы - 4Передача пяткой — лег­кое физическое действие: игрок переступает через мяч и посылает его назад, ударяя задней частью пятки по центру мяча. Действие верхней части но­ги противоположно тому, к которому прибегают при других способах передачи: она отбрасывается назад с выпрямленным колен­ным суставом, и только в момент удара колено сги­бается, а пятка откидыва­ется назад и вверх. По­скольку прием выполняется на бегу, игрок- использует ту ногу, возле которой на­ходится контролируемый им мяч. Если мяч нахо­дится справа, игрок ставит левую ногу вдоль мяча, делает размах правой но­гой вперед, как бы наме­реваясь повести мяч впе­ред. А вместо этого пра­вая нога в своем размахе вперед опережает мяч (но­гу можно провести над мячом или с любой его стороны — как игроку по­кажется легче сделать), и тогда, не прикасаясь к земле, нога ударяет по мячу назад, чтобы осу­ществить передачу. По­скольку правая нога в своем движении не каса­ется земли, игрок должен компенсировать такое по­ложение прыжком вперед на левой ноге после пере­дачи мяча.

ДРУГИЕ СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧ

Пасы - 5ДРУГОЙ вид передачи пяткой осуществляется с помощью перекрещивание ног, когда одна нога ста­вится впереди другой. Так, (см. фото в № 50) в соответствии с вышепри­веденным    примером, когда мяч находится справа от игрока, переда­ча осуществляется левой ногой. Правая нога ста­вится непосредственно по­зади центра мяча, а левая нога размахивается через него и назад, чтобы со­прикоснуться с мячом. Тя­жесть тела игрока перено­сится на левую ногу сразу же после того, как она передаст мяч, и, следова­тельно, нет необходи­мости в прыжке на правой ноге. Преимущество такой перекрестной передачи мя­ча пяткой заключается в том, что не обязательно посылать мяч прямо на­зад, а можно его передать под углом. А недостатком такого приема является то, что его практически нельзя осуществить во время быстрого бега, ког­да размах одной ноги по­перек другой неизбежно может привести к тому, что  игрок споткнется.

Передачи, осуществляе­мые в крайних случаях. Мы уже выше показали; что контроль над мячом означает способность игро­ка принять мяч почти лю­бой частью тела. Но в игре возникает много си­туаций, когда не остается времени для полного ов­ладения мячом, и его нуж­но сослать первым же касанием той частью тела, какой игрок может вос­пользоваться для удара по мячу. Такие «чрезвычай­ные передачи» являются как бы противополож­ностью остановкам мяча: к примеру, при передаче плечом     тело не отбрасывается от мяча, а, напро­тив, сгибается вперед так, чтобы удар плечом по мячу отослал мяч под углом. При передаче бед­ром используется то же место тела, что и для остановки бедром, а имен­но плоская верхняя часть бедра, только ногой раз­махивают, чтобы ударить прямо по мячу.

Если мяч находится на земле, но не совсем в пределах досягаемости для игрока, он может не­сколько сократить расстоя­ние, вытянув ногу и ударив по мячу пальцами. Такая передача «тычком пальца­ми» — подобно передачам

плечом и бедром — ис­пользуется только для па­сов на коротком расстоя­нии: удар по мячу не на­столько силен и не так точен, чтобы быть эффек­тивным на расстоянии, пре­вышающем несколько мет­ров.

ОКЛИКИ

Пасы - 6ТРЕНЕРЫ, обучающие  мальчишек, не раз безнадежно покрикивают: «Футбол — это игра но­гами, а не ртом». Безна­дежно потому, что всем тренерам известно, что профессиональные игроки много кричат и разговари­вают во время игры. Раз­ница заключается в том, что молодые игроки имеют тенденцию критиковать других игроков и вступать с ними в спор, в то же время пренебрегая собст­венной игрой. Когда же профессионалы кричат, то они это делают с целью — так просто необходимо во время действий всей команды. Игрок оклика­ет товарищей по команде, чтобы они знали, что он на­ходится в выгодном положе­нии; он предупреждает то­варища об опасности, ко­торую тот не видит: до­пустим, когда противник приближается с той сторо­ны, куда игрок не смот­рит; или же он показыва­ет, что внезапно возника­ет возможность для пере­дачи мяча; бывает, что он просто хочет придать уверенность товарищу, ус­покоить его тем, что, попав в затруднительное положение, он может рас­считывать на помощь партнера. Члены команды со временем узнают голо­са других игроков и мо­гут судить, даже не огля­дываясь, насколько близко находится товарищ по команде.

В заключение — не­сколько слов о мастерстве передач. У молодых игро­ков наблюдается тенден­ция после передачи мяча оставаться на месте, чтобы увидеть результат своих усилий. Это обычно про­исходит, когда передача осуществлена удачно. Их же нужно учить тому, чтобы «передать и бе­жать», чтобы находиться в постоянном движении, ко­торое является важнейшей особенностью игры в фут­бол.