Уроки Пеле. VIII — Физическая Подготовка

НЕЗАВИСИМО от продолжительности футболь­ного матча — будь то 90 минут для игры профессио­налов или более короткие встречи юны к футболи­стов — все его участники должны на протяжении мат­ча быть способными пока­зать свои лучшие качества. Это «овсе не значит, что они обязаны все время бе-гвть с большой скоростью, но они должны быть гото­вы в любое время к внезапным взрывам энер­гии и располагать достаточ­ными физическими сипами для проявления такой энер­гии не только в начале, но и а конце игры.

Неспособный к таким дей­ствиям игрок, который в физическом отношении нее состоянии вынести нагрузку на протяжении всей игры, сразу поймет, что футбол для него слишком тяжелое испытание. Он не сможет воспользоваться всеми теми приемами, которые освоил, а также не получит того удовлетворения, той радо­сти, которые приносит спорт, когда выявляют­ся . лучшие качества спортсмена. Игрок, действи­тельно стремящийся играть в футбол сперва должен быть уверенным в том, что его физические возможно­сти позволяют ему заняться этим видом спорта.

Физическая       готовность имеет также и другие пре­имущества. Если игрок хо­рошо подготовлен в физи­ческом отношении, то ему меньше угрожают травмы, чем недостаточно подгото­вленному игроку. В случае же травмы он скорее по­правляется и снова вступа­ет в строй. Для професси­онального игрока постоян­ную заботу о своем физи­ческом состоянии можно просто рассматривать как залог того, что он будет в состоянии продолжать спор­тивную карьеру более дол­гий срок. Юным же игро­кам физическая готовность помогает быстрее усваивать новые технические приемы. И для всех футболистов она важна еще и  потому, что придает им качество, столь необходимое для всех спортсменов: уверенность в собственных возможностях.

Разогревание

Физ подготовкаДЛЯ физической подго­товки научно разработа­ны различные методы. Сре­ди них тренировка интер­валами, тренировка для вы­работки силовых качеств, метод Купера, кроссы на местности, изометрические упражнения и круговая тре­нировка. Но прежде чем приступить к любой трени­ровке, нужно подвергнуться легкому разогреванию. Цель такого разогревания— растормозить организм иг­рока, чтобы он мог в дальнейшем выполнить, более трудные упражнения. Для разогревания следует раз­махивать руками, скакать и прыгать, в частности выпол­нять упражнение «джампинг-джек» (игрушка в виде человечка, который дергает руками и ногами, когда по­тянут за веревочку). На футбольном поле рекомен­дуется организовать такие упражнения, расположив игроков по центральному кругу, в центре которого находится  тренер.

Разогреванию следует по­святить в среднем 15 ми­нут, но точное время зави­сит от условий погоды, В холодный день на это за­трачивается рт 15 до 25 ми­нут, и, начиная упражнение, игрокам лучше быть одеты­ми в тренировочные костю­мы. А в теплые дни доста­точно и 5—8 минут. Круговая тренировка МЕТОД тренировки, описанный в этом разде­ле, — это вариант кругово­го метода. Круговая трени­ровка состоит из ряда раз­личных упражнений, выпол­няемых в различных пунктах, или станциях, на тре­нировочном поле. Игроки передвигаются от станции к станции, выполняя упражне­ния последовательно.

Круговой метод особенно полезен в тех случаях, когда ограничены время и тер­ритория для тренировок. И поскольку для различных упражнений на станциях де­ются определенные физи­ческие установки, круговую тренировку сравнительно легко организовать и конт­ролировать, причем облег­чается работа одновремен­но с большим числом игро­ков, что особенно важно когда занимаются маль­чишки.

Тот особый круговой ме­тод, что будет ниже описан, разработан профессором Хулио Маццеи, бразильским экспертом по физической подготовке, который на протяжении многих лет был тесно связан с Пеле как учитель и друг. Метод был разработан для удовлетво­рения требований игроков. «Сантоса» — профессио­нальных футболистов, про­водящих в год по 85 игр в среднем, — но он также го­дится с некоторыми моди­фикациями и для юных иг­роков. В каждом разделе приводятся цифры, указывающие, сколько раз следу­ет повторять каждое упра­жнение, каких размеров приспособления использу­ются в расчете на трени­ровку мальчишек от 11 до 14 лет. Однако одно из пре­имуществ круговой системы заключается в том, что до­пускается значительная гиб­кость   в определении   тех упражнений, которые дол­жны войти в состав данной круговой тренировки, и сколько раз их следует пов­торять. Так что каждый тре­нер может решать, как ему организовать такую тренировку в соответствии с осо­быми требованиями трени­рующихся игроков. В по­следние годы наметилась тенденция во время трени­ровочных сборов по мере возможности пользоваться мячом. Большинство стан­ций такой круговой системы можно приспособить и для использования мяча, и там, где это требуется, даются соответствующие рекомен­дации.

СТАНЦИЯ №1  Оборудование: 8 палок вы­сотой 150—180 см, располо­женных по прямой линии на расстоянии  150 см одна от другой.

Упражнение: игрок бежит зигзагообразно, обходя палки. Он должен выпол­нять это упражнение с мак­симальной скоростью и об­ходить палки как можно бли­же, не прикасаясь к ним. В идеале он должен двигать­ся в ритме вальса, каждым третьим шагом отмечая из­менение направления, ког­да он отталкивается то пра­вой, то левой ногой. Ему также следует свободно пользоваться руками для сохранения равновесия во время этих быстрых пере­мен направления. С мячом: игрок, с мячом у ног, должен начать движе­ние с расстояния примерно  9 м от первой палки. Он. должен вести мяч с усили­вающейся скоростью до тех

пор, пока, приблизившись к первой палке, не передаст мяч игроку, расположен­ному сбоку от нее. Далее он бежит в обход палок уже без мяча. А игрок, получив­ший мяч, должен немед­ленно передать его назад следующему игроку, ожида­ющему очереди; после пе­редачи он занимает место последнего в очереди в то время, как его место зани­мает тот игрок, который только что закончил круго­вую тренировку. Продолжительность: в нача­ле тренировки на этой станции упражнение повторяет­ся 3 раза. По мере улучше­ния физического состояния игроков можно постепенно увеличивать число повторе­ний так, чтобы на протяже­нии нескольких недель оно достигло максимум 6 раз.

СТАНЦИЯ № 2

Оборудование: никакого. Упражнение: это одно из первых 4 упражнений, рас­считанных главным обра­зом на укрепление брюш­ных мускулов, и тренировку игроки проводят парами. Игрок А ложится на спину, руки подкладывает под шею, локти держит врозь. Игрок Б становится на коле­ни у его ног, положив руки на Щиколотки игрока А, и сам наклоняется вперед, прижимая щиколотки парт­нера вниз. Игрок А должен сесть, выпрямляя ноги ели­ко возможно у вставляя го­лову между коленями, а за­тем вернуться в прежнее положение. Он повторяет упражнение столько раз, сколько заранее обусловле­но, а патом   игроки меня-ются местами и повторяют упражнение. Все пары дол­жны двигаться в одном и том же ритме, причем иг­рок, стоящий на коленях, командует «Вверх… вниз!» или «Раз… два!» Такие сов­местные тренировки усили­вают также ощущение игро­ков, что они работают в команде, действуют сов­местно.

Продолжительность: для на­чала каждый игрок выпол­няет упражнение 6 раз, по» степенно увеличивая повто­рения до 16 раз.

СТАНЦИЯ № 3

Оборудование: 8 палок по 120 см длиной, уложенных на земле параллельно одна другой на расстоянии в 150—180 см.

Упражнение: здесь преду­смотрено развитие привыч­ки правильно бегать. Игрок должен быстро бежать че­рез палки, прикасаясь к земле только между ними и никогда их не затрагивая. Палки расположены так, что игрок должен увеличивать свой обычный маковый шаг. А для увеличения его необ­ходимо склонить верхнюю часть тела вперед и широко размахивать руками, чтобы удержать равновесие. В этом упражнении также тре­буется, чтобы игрок легко касался земли передней частью ступни, а не тяжело опускался на пятки.

Примечание: такое упра­жнение проводят на мягкой почве, на траве или песке, но только не на бетоне или деревянном полу. С мячом: игрок может сде­лать предварительную про­бежку с мячом на расстояние в 9 метров, как   это описано  в  разделе  «Стан- , ция № 1», прежде чем пе­редать мяч и пробежать че­рез палки без мяча. Продолжительность:  повто­рять    3 раза с последую­щим   постепенным    увели­чением до 6 раз.

СТАНЦИЯ N9 4 Оборудование: никакого

Упражнение: здесь будет идти речь о втором упраж­нений по укреплению мышц брюшной полости, которое игроки выполняют парами. Игрок А ложится на спину, вытягивает руки над голо­вой и захватывает лодыжки игрока Б, который стоит с расставленными ногами, на­ходящимися на расстоянии в 60 см одна от другой. Иг­рок А поднимает ноги, дер­жа их вместе с выпрямлен­ными коленями, до верти­кального положения. В этот момент игрок Б, выбрасы­вая руки вперед, отталки­вает от себя ноги игрока А. Тогда игрок А должен опу­скать ноги постепенно, не допуская, чтобы они просто упали на землю. Игроки ме­няются местами после того, как упражнение повторяет­ся заранее обусловленное число раз.

С мячом: игрок А выпол­няет упражнение, крепче держа мяч между ногами. Продолжительность: по 6 раз каждый игрок, посте­пенно доводя повторение упражнения до 16 раз для каждого игрока.

Физ подготовкаСхема круговой тренировки на , футбольном поле.

СТАНЦИЯ №5

Оборудование:   6     палок, каждая длиной   в 90   см, располагаются по три в шах­матном порядке в два ряда. Расстояние Между рядами— 3—4,5 м, а расстояние меж­ду  палками о каждом ря­ду — 1.20 см (см. диаграмму).    Упражнение: игрок должен перемещаться 8 обе стороны   между  двумя  рядами, резко   меняя   направление всякий раз, как он проходит палку. Меняя   направление, игрок   должен     научиться широко расставлять ноги и сильно сгибать колени так, чтобы    тело   находилось   в полусидящем   положении. Этим способом понижается его    центр     тяжести   и в большей степени контроли­руется равновесие. Для та­кого шатающегося переме­щения  игрок  сперев  сдви­гает ноги вместе-, затем од­ну йогу отставляет    налево или направо, снова сдвига­ет ноги и продолжает дви­гаться в таком же духе. Не следует .перекрещивать но­ги, ставя одну перед дру­гой.

Продолжительность: начи­нать с 3 раз и доводить по­вторение до 6 раз.

СТАНЦИЯ №6 Оборудование: никакого. Упражнение: третье по сче­ту  для  укрепления    мышц брюшной полости. Игрок А лежит на спине,    руки вы­тянуть над головой. Он под­нимает ноги так, чтобы сто­ящий игрок Б мог ухватить его з» лодыжки.    Игрок Л должен сесть, колеи*» оста­ются выпрямленными,   по­том игрок вытягивается, что­бы    дотронуться   до своей ступни, затем возвращается к    исходному    положению, причем руки касаются зем­ли позади головы. Э1 о упра­жнение рассчитано на укре­пление верхней    и нижней части   „плавного   брюшного, мускула;        растягиваются также мускулы сзади бедер и икр    увеличивается гиб­кость поясничной части по­звоночника. Как и во время’ других  упражнений на ук­репление   мышц  брюшной полости, оба игрока должны действовать в унисон и рит­мично.   .

С мячом игрок А выполня­ет упражнение, держа мяч в руках.

Продолжительность; 6 раз для каждого игрока, посте­пенно доводя повторения до 16 раз.

СТАНЦИЯ №7

Оборудование: 6 обручей диаметром   по 60-см каждый раскладываются на I земле зигзагообразно на расстоянии в 30 см один от  другого.

Упражнение; еще. одно из тех-, упражнений» которые рассчитаны на то, чтобы на­учить игрока сохранить свое равновесие во- время быст­рого движения и перемен направления. Игрок должен быстро бежать вдоль рядов обручей, прыгая из стороны в сторону, чтобы попасть внутрь обруча то одной, то другой ногой. Это упражне­ние можно выполнять одно­временно обеими ногами, сдвигая их и прыгая от об­руча к обручу.

С мячом: игрок совершает перед выполнением упраж­нения пробежку с мячом на расстояние в 90 м, как это описана в разделе ««Станция № 1», а затем уже без мя­ча бежит над обручами. Продолжительность: 3 раза (включая один раз двумя ногами), постепенно доводя повторения до 6 раз;

СТАНЦИЯ №8 Оборудование: никакого.

Упражнение:  последнее из мускульных упражнений для брюшной полости. Оно рас­считано1 на укрепление глав­ного брюшного мускула, а также    боковых.   Подобно другим   упражнением   для мускулов брюшной полости, Оно   увеличивает    гибкость позвоночника.  Игроки тре­нируются парами; игрок А ложится на спину и широко расставляет ноги. Игрок Б становится    на колени  гак,  чтобы они касались внутрен­ней стороны, лодыжек  игро­ка А, которые он. придер­живает руками. Игрок сги­бает    руки так, что кисти находятся  на  уровне лица ладонями   вверх. Затем он разворачивает плечи в одну сторону,   сгибая   туловище так, чтобы коснуться руками    земли, а затем   прижаться    лбом и земле между руками. Движение по сгибанию туловища начинается от по­ясницы вверх, но некоторое смещение будет и в области таза.   Сразу же после —   поворота  в  одну    сторону игрок А должен подернутся а другую. Упражнении выполняется а ритме: «напево пресс направо  пресс»  Продолжительность с постепенным, увеличением повторений до 16 раз.

СТАНЦИЯ №9

Оборудование:  4   переносных барьера (Когда    нет барьеров, ис­пользуется веревка,  протя­нутая между шестами, кото­рые должны быть лишь не­глубоко   вставлены в зем­лю, чтобы в случае,    если игрок заденет веревку, шест выскакивал из земли  и игрок не споткнулся) Барьеры устанавливаются по пря­мой линий на расстоянии;  7,5 м один от другого, начиная с самого низкого до самого высокого.

Упражнение: цель его двойная.    Обеспечить    игроку опыт в прыжках и научить  его не перенапрягаться без  необходимости  Игрок дол­жен научиться пользоваться  лишь той- энергией,   какая необходима для- того, чтобы  перепрыгнуть   через   каж­дый барьер. Ему не следует затрачивать лишние усилия ДЛЯ   прыжка через низкий барьер. ;В упражнение   этого    раздела, можно   внести   различные -варианты. Сперва игрок должен бежать   так, Как  ему привычно, приспосабливая   бег таким «образом, — чтобы оттолкнуться перед первым -барьером своей толчковой ногой;   расстояния   между барьерами   меняются так,  чтобы игрок мог —  отталки­ваться то левой   ногой, то правой.   Время от времени нужно включать   и   взятие барьера обеими ногами од­новременно, имеется в веду, конечно, низкий барьер. Последовательность   барье­ров также может меняться,  к примеру, так, чтобы самый высокий стал вторым или третьим препятствием. Время от времени от игрока можно потребовать, что­бы он нырнул под самый высокий барьер, порой, что­бы он начинал то с левой ноги, то с правой. Это упра­жнение выполняется только на мягкой площадке, на тра­ве или песке, и ни в коем случае нельзя прибегать к нему на бетонных или де­ревянных полах. С мячом: расстояние меж­ду барьерами увеличивает­ся примерно до 10—11 м, а игроки располагаются сбоку между барьерами. Бегущий игрок получает мяч на зем­ле, как только он перепры­гивает первый барьер; он ведет мяч вперед и пере­дает его вбок перед тем, как перепрыгивает через второй барьер. Приземлив­шись, он снова получает мяч от одного из игроков, стоя­щих сбоку, и снова ведет его вперед, передавая вбок пе­ред следующим прыжком, и т.д. Когда игрок закан­чивает бег, он должен за­менить одного из стоящих сбоку игроков, который ста­новится  очередь для выполнения упражнения с барьерами. Для того, чтобы упражнение выполнялось быстро, рекомендуется, что­бы игрок, подающий мяч сбоку, откатывая его рука­ми по земле.

Продолжительность: 3 раза с постепенным увеличением повторений до 6 раз.

СТАНЦИЯ № 10

Оборудование: гимнасти­ческий конь высотой при­мерно в 60 см: две палки высотой около 1,5 м. вставленные а землю на рассто­янии а 1,5 м одна от другой и 10 м от гимнастического коня.

Упражнение: игрок делает короткий разбег и прыгает так, что касается коня од­ной негой; второй ногой быстро размахивает «перед к переднему краю коня, и игрок отталкивается ею, спрыгивая на землю. Как только приземлится, он на­чинает быстрый спринт на расстояние в 10 м, пробе­гая через вором из двух палок. Выполняя это упраж­нение., игрок должен для отталкивания пользоваться то одной, то другой нагой. Особенно важно использо­вание рук для увеличения высоты прыжка и сохране­ния равновесия, когда игрок приземляется и начинает свой спринт. Особые поя­са, которые некоторые игроки любят надевать, по­лезно использовать в кру­говой тренировке. В карма­ны поясов кладется тяжесть. Если отдельные игроки нуж­даются в дополнительных тренировках, на них следует надевать такие пояса, чтобы утяжелить условия трени­ровки, даже если они вы­полняют упражнение столь­ко же раз, сколько все остальные игроки, и, сле­довательно, не задержива­ют порядкового переходив тренировках от одной стан­ции к другой.

Продолжительность: 3 раза с постепенным увеличением повторений до 6 раз.

СТАНЦИЯ №11

Оборудование: три фут­больных мяча с петлями и веревками прикрепляются к горизонтальным перекла­динам. Мяч должен нахо­диться на высоте в 30—45 см над головой игрока среднего роста из данной обучаемой группы. Если нет горизонтальных перекладин или ветки дерева, тренер может стоять на стуле, вы­двинув мяч на длину руки (если нет мяча с прикреп­ленной к нему веревкой, тренер может держать мяч обоими руками как ми­шень для игроков, оттяги­вая его, как только они прыгают). Когда использу­ются три мяча, они должны находиться на расстоянии в 15 м один от другого.

Упражнение: игроки дол­жны бежать по Линии уста­новленных мячей, каждый раз по очереди Подпрыги­вая, чтобы коснуться мяча головой. Они должны по­следовательно отталкивать­ся ТО левой, то правой но­гой, то обеими ногами для  того, чтобы в прыжке кос­нуться мяче. Мяч нужно ударять как можно сильнее, используя технику «складно­го ножа», описанную а гла­ве «Игра головой».

Продолжительность: 3 раза с постепенным увеличением повторений до 6 раз.

Фактическое расположе­ние круговой системы за­висит от той площади, какой можно воспользоваться дг!я тренировок. На приложен­ной здесь диаграмме ис­пользовано все футбольное поле, но круговая система может быть без труда при­менена и на площади вдвое меньшей.